Как самостоятельно написать сочинение
Несколько полезных советов
Сочинение – это вид творческого задания, письменная самостоятельная работа учащихся; изложение собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений. Оно рассматривается как упражнение для развития связной речи и умений построения текста.
Приступая к самостоятельному написанию сочинения по литературе, полезно твёрдо усвоить несколько общих правил и принципов, подсказанных многолетним опытом работы.
1. Чем внимательнее вы прочитаете тексты художественных произведений, тем лучше. Не полагайтесь на прочитанное «когда-то», постарайтесь перечитать программные произведения ещё раз.
2. Чем больше вы будете знать наизусть поэтических произведений, тем лучше. Не обязательно заучивать длинные стихотворения наизусть целиком, это могут быть отдельные строфы, строчки.
3. По возможности не ограничивайте свой круг чтения только программной литературой. Хорошо, когда ученик цитирует или упоминает (к месту, конечно!) произведения вне программы: «Полтаву» Пушкина, «Нос» Гоголя, «Анну Каренину» Толстого...
Но и не разбрасывайтесь! Агату Кристи или «Гарри Поттера» можно прочитать и потом.
4. Читайте осмысленно. Помните, что в произведении важен не только сюжет, но и всё остальное:пейзажи, портреты, детали, манера речи героев и т. п. Старайтесь отмечать для себя эти художественные особенности, кстати, так легче запомнить нужный материал. Особый вопрос – о лирических произведениях. Их надо читать совсем не так, как роман, повесть или пьесу. Для лирического произведения важно в первую очередь уловить его основное «настроение», эмоциональный тон, пафос, а также понять, какой смысл (иногда очень скрытый) содержится в нём. Полезно также определить, каким стихотворным размером написано произведение, каковы особенности художественной речи, какиеприёмы применяет автор. Для понимания лирического произведения его приходится иногда прочитать не один раз. Читать не только глазами, но и душой – этот принцип особенно важен для лирических произведений. Читая лирику, постоянно устраивайте себе «мини-экзамен»: прочитайте стихотворение, закройте книгу и спросите себя: «Что я могу сказать об этом произведении?»
А теперь все термины, выделенные здесь курсивом, найдите в Словарике и выясните их точный смысл. Тогда вы действительно сможете читать литературу с толком и пользой.
5. Перед началом работы над текстом внимательно прочтите соответствующий раздел этой статьи. Его вопросы помогут вам понять, на что надо обратить особое внимание.
6. Чем больше вы напишете во время подготовки письменных работ, тем лучше. Вам необходимо «набить руку», чтобы ясно и свободно излагать свои мысли на бумаге, описывать героев, приводить примеры и т. п. Не обязательно это должны быть сочинения, хотя и их надо писать регулярно (минимум раз в месяц, лучше чаще), могут быть и другие виды работ (см. «Формы тренировочных письменных упражнений»).
7. Во время подготовки не старайтесь облегчить себе жизнь. Выбирайте самые трудные темы и вопросы, приучайте себя преодолевать неожиданные сложности. Тяжело в учении – легко в бою.
8. Не бойтесь ошибиться, но все замеченные ошибки и недочёты исправляйте сознательно и вдумчиво. Не ошибается только тот, кто ничего не делает, но на ошибках учатся не тогда, когда их совершают, а тогда, когда их исправляют.